BPM-DAY с TAdviser: отчет

15 апреля TAdviser провел «BPM DAY» — конференцию, посвященную теме BPM. Учитывая тот факт, что сейчас количество конференций сократилось, а народу на конференции было много, можно сказать, что интерес к мероприятиям по этой теме не снизился.

Это первое мероприятие по BPM, проводимое TAdviser, поэтому делаем поправку на «молодость» и вспоминаем, как это было.

Модератором конференции был известный ранее по другим площадкам Станислав Макаров, поэтому некоторое ощущение дежавю присутствовало с самого начала. Впоследствии оно усилилось, т.к. часть докладов просто повторились из последней конференции CNews.

Сначала несколько слов сказала заместитель главного редактора TAdviser Наталья Лаврентьева. Она представила некоторые результаты опроса,  проведенного TAdviser на тему BPM, из которого складывается картинка тенденции к росту интереса к мобильным приложениям BPMS, к использованию эталонных процессов, к сокращению сроков внедрений. В целом, в 2015-2016 годах ожидается рост рынка BPM на 10-15%.

А вот Станислав Макаров, член экспертного совета Docflow, считает, что в таком виде как сейчас у BP перспектив роста нет, поскольку если технология за 20 лет не взлетела, то она уже и не взлетит. Скорее всего, по его мнению, BPMS будут видоизменяться, добавятся мобильность, облака, социальность, аналитика. С этим можно поспорить, т.к. сейчас все вышеперечисленное с той или иной степени присутствует у многих вендоров (перечисленные признаки – это практически определение iBPMS по Гартнеру), так что особой новизны тут уже нет. Но если, по словам того же Станислава, в основном в России BPM реализован связкой ERP+СЭД, то вряд ли мобильность или облака тут что-то сильно изменят. Ближе к истине, пожалуй, предположение, что BPM ожидает очередной резкий скачок, после которого продолжится плавный рост – то есть от постоянных улучшений (Кайдзен) к скачку (Кайкаку) и снова в Кайдзен. В общем, BPM не исчезнет, но трансформируется и станет более гибким и человекоориентированным.

Дальше был доклад Андрея Коптелова, директора департамента по оптимизации бизнес-процессов холдинга Синергия. Андрей рассказал, как в Синергии ведется процессная работа. Пока что даже описания процессов делаются только в текстовом виде, но потихоньку повышается общая грамотность сотрудников и планируется постепенно переходить на более зрелый уровень. Основные принципы оптимизации – это заинтересованность руководства, простые и понятные регламенты, короткие процедуры согласований и быстрое внедрение в практику и аудит исполнения. Аналогичный доклад Андрей не так давно делал на CNews, поэтому за такой короткий срок существенных изменений ожидать не приходится.

Еще один повторяющийся доклад – это доклад руководителя отдела разработки программ документооборота 1С Александра Безбородова. Кратко смысл (и ценность) доклада в том, что Александр расставляет точки над «I» в вопросе: почему надо что-то автоматизировать в BPMS, если все есть в 1С. Так вот: в 1С действительно есть достаточно развитая функциональность для автоматизации административных процессов и различных процедур согласований. Но эти процессы относятся к управленческому учету и не подразумевают решения бизнес-задач.

Компания Элма в лице ее исполнительного директора Алексея Трефилова представила одного из своих заказчиков – Курганский мясокомбинат, который рассказал, как они решают задачи по запуску маркетинговых акций и взаимодействию с дистрибуторами.  За короткий срок им удалось сократить время фазы инициации, и теперь меньше акций срывается из-за того, что конкуренты сделали что-то раньше.

Денис Рудаков, ИТ-директор компании Hoff рассказал, как обстоят дела с процессами в их компании. Несмотря на то, что пока основными инструментами для BPM у них остаются Excel, Visio и Word, ну и еще некоторые процессы в учетной системе. Процессы у них целиком находятся в ведении ИТ, поэтому была создана служба внешнего мониторинга, чтобы обеспечить контроль со стороны бизнеса. Основной же темой доклада было то, что процессы процессами, а порядок быть обязан: прежде, чем хвататься за очередной процесс, надо определить его владельца, ключевых исполнителей, рядовых исполнителей. И улучшение процессов выполнять только с участием владельцев не только самого процесса, но и владельцев смежных процессов, на которые изменения могут оказать влияние.

Еще один доклад, перекочевавший с CNews – доклад руководителя департамента качества бизнес-процессов Совкомбанка Юлии Аксеновой. Что хочется отметить – это готовность руководства банка к принятию изменений, что позволило в достаточно короткий срок внедрить систему согласований и электронный архив документов. Это имеет очень косвенное отношение к BPM, но зато если такая же поддержка руководства будет и у BPM (если соберутся им заниматься), то скорее всего успех у них будет.

Марина Аншина, председатель комитета по стандартам Российского Союза ИТ-директоров – очень живой и интересный докладчик. Она искренне обиделась за «айтишников», которых в предыдущем докладе назвали лишним звеном. И очень эмоционально доказала, что без современных технологий не только BPM, но и вообще жизни никакой не может быть. А чтобы грамотно и в полном объеме использовать все возможности BPMS, просто необходимо профессиональное участие ИТ-специалистов.

Владимир Алешин, профессор РАНХиГС при Президенте России, как и положено представителю науки, уделил внимание определениям и терминологии, а так же доказал, почему, если отделить от  BPM управленческую составляющую (оставить только технологию), то будет полный бардак. Этот доклад дополнил доклад Марины Аншиной, и собрал воедино обе части пазла.

И в заключении был представлен доклад Любови Шевцовой, руководителя процессного офиса Департамента стратегического развития Группы компаний IEK. В компании описывают процессы в разных форматах, чтобы те, кто не знаком с нотацией BPMN, могли описать ее в более простом представлении. Пока эта деятельность в компании на очень ранней стадии. Возможно, на следующих конференциях мы услышим об успехах.

В общем и целом конференция оставила хорошее впечатление. Возможно, для первого раза не так-то просто найти докладчиков, поэтому получилось дублирование докладов с другой конференции. Но зато было время на вопросы к докладчикам, и небольшое обсуждение. Жаль, что переняли у CNews их основной недостаток – не оставили времени на дискуссию. Зато были очень живые и заинтересованные слушатели и было хорошее живое общение в кулуарах.

Итак, с почином вас, уважаемые организаторы. И успешных конференций!